Речевой этикет являет собой разнообразные стереотипы общения. Совершенствуя свой язык, каждый человек развивает в себе культуру общения, что подразумевает под собой нормы взаимоотношений с окружающими. В каждой нации существуют свои нормы, идеалы, которые возникли на протяжении становления и истории, и к которым стремится каждый человек, развивающий свой родной язык. Под навыками подразумеваются: владение устной и письменной речью, возможность и умения общаться контактно и дистанционно.
То есть, подбивая итоги можно дать определение как используемой в культуре совокупности требований к порядку, характеру, содержанию и ситуативной уместности высказываний.
Наиболее ярким примером могут служить слова и выражения, которые употребляют люди во время приветствия, прощания, извинения, вежливых обращений и т.д.
Изучение предмета требует знаний в области лингвистики, истории культуры и этноса, психологии, страноведения, и других научных дисциплин.
Постулаты речевого общения
Этикет напрямую связан с постулатами речевого общения, предназначенными для успешного взаимодействия собеседников во время разговора.
Бывают таких видов:
- качества (общение не должно содержать ложной или не имеющей смысла информации);
- количества (слишком краткие фразы не способствуют нормальному общению);
- отношения (фразы должно быть релевантным по отношению к адресату);
- способа (общение должно быть четким, ясным, не должно содержать непонятных для собеседников слов и выражений).
Нарушение одного или сразу нескольких из наведенных выше постулатов может привести к неудачной попытке общения.
Изменения, в зависимости от культуры народа
У разных народов способы выражения таких эмоций, как сочувствие, вина, жалость, горе и многих других, выражается по-разному. В одних культурах считается нормой поведения жаловаться на трудности и проблемы, в других так делать не принято. В одних культурах озвучивать свои успехи считается допустимым явлением, а в других - вовсе нет.
Коммуникативные функции
Ученые выделяют целый ряд коммуникативных функций. Ниже наведены некоторые из них.
Речевой этикет:
- способствует налаживанию контакта между собеседниками;
- привлекает внимание слушателя, делая его потенциальным собеседником;
- позволяет выразить свое уважение;
- определяет статус происходящего разговора (деловой, дружественный, официальный и пр.)
- позволяет сформировать положительную эмоциональную обстановку для общения и благоприятное воздействие на собеседника.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что в каждом языке есть какие-то элементы речевого этикета, которые отличают его от других языков. Специфика речевого этикета каждой нации чрезвычайна яркая. Расхождения в речевом этикете свидетельствуют об особенностях культуры разных народов.