В современной педагогической практике коммуникативному методу уделяют особое внимание. Считается, что это наиболее эффективная методика изучения, позволяющая учащимся в занимательной и ненавязчивой форме овладеть тонкостями.
На сегодняшний день считается, что во время изучения иностранного, учащиеся должны овладеть не только всеми навыками, но и иметь наглядное представление о традициях, культуре, истории, реалиях жизни.
Для этой цели вполне подходят сказки. Скажу даже больше, их использование на занятиях улучшает индивидуальное обучение, способствует развитию мотивации.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся получали удовлетворение не только от сюжета, а еще и от осознания того, что они понимают на речи, о чем в ней рассказывается. Неоспоримым достоинством этого метода обучения является впечатления и эмоциональный подъем от полученной информации.
Организация
Эффективность зависит от организации структуры занятия, от того, насколько согласованы учебные возможности с конкретными задачами процесса обучения.
В организации можно выделить четыре этапа:
- подготовительный – во время которого устраняются возможные языковые и лингвострановедческие трудности;
- восприятие первичной информации – этап первого чтения, который способствует развитию умения восприятия необходимой информации;
- контроль над пониманием основной сюжетной линии;
- развитие навыков и умений устной речи.
Перед четвертым уровнем рекомендуется повторное прочтение.
Положительные моменты
Сказка предоставляет возможность понимания сути реальных вещей и процессов и в интересном и наглядном виде доносит эту информацию до учеников. В диалогах сказочных героев обеспечивается нужная повторяемость языкового материала.
Среди несомненных достоинств сказок хотелось бы выделить:
- аутентичность;
- информационную насыщенность;
- частое использование языковых средств;
- эмоциональное воздействие на учеников.
Пример возможной структуры урока с использованием сказки
Ниже наводится пример того, как правильно организовать урок английского языка с использованием сказки.
Этапы урока:
- Предварительная работа, в которую также включен лингвострановедческий комментарий. Например, перед чтением сказки “Книга джунглей” ученикам наводится краткая библиографическая информация о Р.Киплинге;
- Чтение сказки;
- Опрос учеников с целью определения понимания сюжета;
- Активизация языкового материала с помощью упражнений и заданий (примером может служить ролевая игра, в которой между учениками распределяются роли и они должны в точности повторить диалоги героев сказки);
- Пересказ сюжета сказки в устной или письменной форме.
Упражнения после прочтения предназначены не только для закрепления, но и для расширения материала. Для организации ролевой игры требуется максимально полное понимание содержания сказки.
Подводя итоги
Вне всякого сомнения, использование сказки улучшит процесс обучения английскому языку. Сказка, как и любой другой элемент коммуникативного метода изучения языка, разнообразит занятия, позволит учащимся в легкой и занимательной форме выучить необходимую информацию, развить языковые навыки. Но следует понимать, что эффективность использования сказок в изучении английского языка зависит от рациональной организации занятий.