Управление в грамматике - это свойство слова или выражения определять падеж зависящего от него слова.
Большинство глаголов правляют винительным падежом, аккузативом (1.Fall, Akkusativ, Wen-Fall, Anklagefall):
Wen klage ich an? Den Dieb. Кого я обвиняю? Злодея.
Некоторые управляют:
-именительным падежом, номинативом (1.Fall, Nominativ, Wer-Fall): heißen, werden, bleiben, sein
Wer ist mein Freund? Der Junge. Кто мой друг? Юноша.
-Дательным, дативом (3. Fall, Dativ, Wem-Fall, Gebefall) управляют немногие позиции, наиболее употребляемые из них: ähneln, begegnen, bleiben, danken, drohen, fehlen, fluchen, folgen, geben, gefallen, gehören, gratulieten, helfen, kündigen,; многие глаголы с приставкой ent-, например entfliehen, entlaufen, entsprechen, entstammen; с приставкой nach-, например nachblicken, nacheifern, nachschauen, nachtrauern; с приставкой zu- например zublinzeln, zutrinken, zuwerfen, zuwinken.
Wem gebe ich? Dem Armen. Кому я подаю? Бедняку.
Для завершенного выражения частям речи, которые управляют дательным п-м, нужно дополнение в винительном.
Wem gebe ich Brot? Dem Armen. Was gebe ich? Brot. Кому я подаю хлеб? бедняку. Что я подаю? Хлеб.
-Родительным, генитивом (2. Fall, Wes-Fall):
Wessen bedarf ich? Des Rates. Чего я требую? Совета.
Наиболее употребляемые - те, которые управляют родительным, вместо него использоваться с предложным дополнением:
Ich erinnere/entsinne mich des letzten Weichnachtsfestes. Я вспоминаю последнее Рождество.
Ich erinnere/entsinne mich an das letzte Weichnachtsfest. Я вспоминаю o последнем Рождестве.
Можно считать, что именно управление, используемое в предложении, позволяет понять конкретный смысл глагола и понять его. Иногда выделяют пять уровней понятности смысла глагола в предложении:
1-й уровень: глагол понятен в тексте только с определенным предлогом:
sorgen für (A), ankämpfen gegen (A), sich kümmern (A);
2-й уровень: понятен сам по себе, но предлог применяется в предложении имплицитно:
warten/warten auf (A), sich erinnern/sich erinnern an (A), danken/danken für (A);
3-й уровень: предполагает эксплицитное присутствие определенного предлога :
sich auflösen/sich auflösen in (D), abprallen/abprallen von (D), danken/danken für (D);
4-й уровень: требует выбора из определенного набора предлогов для точного понимания своего значения в конкретной ситуации:
ragen aus(D)/in (D)/über (D)
sich ergießen in(D)/über (D)/ zwischen (D)
gelangen zu (D)/auf (A)/in (A)/nach (D)/an (A)
5-й уровень: многозначный глагол своими отдельными значениями может относиться к разным уровням1-4:
halten für (A) (1-й уровень) в отличие от halten an (D)/bei (D)/über (D)
abfallen gegen (A) (2-й уровень) в отличие от abfallen von (D)/nach (D)
nachschlagen in (D) (3-й уровень) в отличие от nachschlagen без предлога
Существительное образованное от глагола имеет такое же управление как и сам глагол и соответственно употребляется с таким же предлогом:
Gewöhnung an (A) (от gewöhnen an (A)); Einwirkung auf (от einwirken auf (A));
Auflehnung gegen (A) (от sich auflehnen gegen (A)),Frage nach (D) (от Fragen nach (D))
Aufforderung zu (D) (от auffordern zu (D))