;

Эффективное изучение иностранных языков

 

Все большую популярность в последнее время приобретает нейропедагогика. Её суть в том, что потенциал человека не имеет границ и позволяет усваивать знания в любых количествах в том случае, если выстраивать процесс обучения в соответствии с этапами развития головного мозга. Основное условие при этом - подбор на каждом этапе оптимальных методов обучения с учетом индивидуальных особенностей человека.

 

Нейропедагогика – что это

Исследования на эту тему начали проводиться ещё в XX в., когда учёными был проведен ряд опытов, благодаря которым выяснилось различное реагирование головного мозга тестируемых на разные способы ознакомления с информацией:

• Кому-то легче усваивать структурированные данные,

• Для кого-то наибольшее значение имеют эмоции при обучении,

• Эффективность метода воздействия напрямую зависит от возраста испытуемых.

В результате этих исследований были сделаны выводы: верный выбор образовательных методов позволяет устранить проблему неуспеваемости в процессе обучения.

Таким образом, важной частью педагогики должно быть понимание психологических особенностей каждого человека и знание физиологических законов функционирования головного мозга. Полученные учеными и педагогами знания в данной области помогли создать более эффективную, чем прежде, систему обучения.

Зависимость обучения от ведущего полушария мозга

нейропедагогикаОдним из ключевых факторов в обучении, согласно законам нейропедагогики, является существующая разница восприятия одной и той же информации разными полушариями головного мозга.

Общепринятая педагогика направлена на тренировку исключительно левого полушария в связи с предпочтением, которое педагоги отдают вербальному обучению: в этом случае данные представляются в форме сухих фактов. Однако этот метод обучения не всем подходит. Зачастую у человека доминирующим является правое, а не левое полушарие головного мозга, из этого следует, что в их случае более эффективным будет невербальный способ обучения.

Бесспорно, что работу каждого из полушарий мозга нельзя считать автономной, ведь они очень тесно взаимодействуют, и при грамотном подходе к процессу обучения развитие одного из них ведет за собой развитие другого. Они одновременно участвуют во всех процессах восприятия и запоминания информации, но в то же время индивидуальны.

Люди с преобладающим левым полушарием отличаются тем, что подходят к информации «от части к целому». Такие люди последовательны, легко работают самостоятельно. Им важна системность информации, ее распределение "по полочкам". Люди с доминирующим левым полушарием мозга легко заучивают слова, однако применение этих слов на практике для них является трудной задачей. В то же время им легко писать тесты и сдавать экзамены, если вопросы четко сформулированы. При изучении языка левополушарные люди не всегда будут ставить цели, более важным для них является сам процесс.

В отличие от левополушарных, ученики с доминирующим правым полушарием не проявят интерес к обучению, если отсутствует конкретная цель. Им требуется понимание, зачем это нужно. Большую роль для них играют эмоции, правополушарные люди идут, наоборот, от целого к частному, руководствуясь интуицией. Для них большое значение имеет практика, "зубрить" просто неинтересно, важно экспериментировать, невзирая на сопутствующие ошибки или неудачи.

Особенности обучения в зависимости от возраста обучающегося

Большая роль принадлежит и той стадии возрастного развития, на которой находится в данный момент мозг. Все возрастные этапы характеризуются своими особенностями, которые важно учесть в процессе обучения, в том числе и иностранному языку.

Детский возраст

Ученые доказали: развитие головного мозга и формирование нейронных связей напрямую зависят от объема заботы, проявляемой окружающими в отношении ребенка. На первых порах может не быть заметных достижений, важно не это. Главная задача этого этапа - сформировать у ребенка интерес и любовь к иностранному языку. Успешное решение этой задачи впоследствии окупится многократно.

Подростковый возраст

Следующий этап развития— это формирование личности. Это сложный этап, когда организм подростка фактически «ломает», ведь на этом возрастном этапе мозг активно избавляется от ненужных связей. Таким образом, избавляясь от лишнего и закрепляя необходимое, мозг (10-18 лет) формирует свою окончательную форму. Лучшим способом обучения в это время является активное использование сенсорной системы, к которой относятся зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Использование нескольких каналов получения информации положительно воздействует на качество запоминания страноведческого и языкового материала.

Зрелый возраст

Работа педагогов со взрослыми в первую очередь заключается в активизации ресурсов самого организма. Вопреки общепринятому мнению, наш мозг не теряет с возрастом способности формировать новые нейронные связи, которые позволяют нам развиваться. Более того, взрослому человеку легче сконцентрироваться на изучении, понять сложные правила и зафиксировать в памяти новую информацию. У зрелого человека всегда имеется цель: уехать за границу жить, построить в другой стране бизнес, поступить учиться в иностранный вуз.

Также нужно использовать учебные материалы, музыку, фильмы и т.д., соответствующие возрасту учащихся. Благодаря им уроки становятся увлекательными, формируется привычка, и со временем мозг начинает требовать очередной порции новой информации.

Способы создания иноязычной среды: лингафонный кабинет

Одним из ключевых моментов современной методики обучения иностранным языкам является создание искусственной иноязычной среды. Основный акцент сегодня ставится на развитие коммуникативных навыков.  Значительную роль в этом процессе играет мультимедийный лингафонный кабинет. Стоимость подобного кабинета может варьироваться в зависимости от предустановленного программного обеспечения.  Это могут быть программные приложения, встроенные в ЛК:

• для проведения экзаменов;

• для трансляции учебных видео материалов;

• для подготовки преподавателем учебных материалов для проведения занятия;

• виртуальный цифровой магнитофон для работы в классе;

• виртуальный цифровой магнитофон для выполнения домашнего задания и индивидуальных занятий.

ЛК создает оптимальные условия для того, чтобы обеспечить индивидуальное обучение, способствует мотивации речевой активности обучающихся.

лингафонный кабинет

В ЛК преподавателем могут использоваться самые разные формы работы. Обучающиеся могут работать индивидуально, в парах или в группах. Мультимедийный ЛК обеспечивает интенсификацию образовательного процесса, создает оптимальные условия для формирования коммуникативной активности учащихся, а также значительно улучшает мотивацию обучения.

Выводы

Сегодня есть множество методик обучения. Для грамотного и эффективного обучения иностранным языкам обязательно знать, как именно наш мозг отзывается на преподнесение информации в том или ином возрасте, это поможет исключить проблемы с овладением языком. Иначе есть риск, что будет потрачено много времени и сил, а в результате интерес у учащегося пропадёт. Самые эффективные программы обучения сегодня основаны на знаниях законов функционирования мозга, а также знаниях в области нейрофизиологии, психологии и педагогики.

Категории

© 2011-2024 uchiyaziki.ru

Яндекс.Метрика
Копировать материалы со ссылкой на наш сайт

-