На сегодняшний день не существует, пожалуй, какой-либо сферы деятельности человека, в которой бы не применялись информационно-коммуникационные технологии. Несложно проследить, как эволюционировали технические средства, применяемые в учебных учреждениях – ранее преподаватели пользовались графопроекторами, фильмоскопами, проекционными фонарями и иным подобным оборудованием. Потом стремительное развитие научно-технического прогресса привело к появлению компьютеров и проекторов, позволяющих наглядно провести занятие, продемонстрировать ученикам определенные видеоматериалы, медиа презентации.
Сегодня в образовательный процесс внедрено инновационное оборудование интерактивная панель для школы, представляющая собой сенсорный экран, который присоединен к компьютеру, передающему через проектор изображение на доску. Это важный инструмент для обучающего процесса, визуальный ресурс, способный помочь педагогу сделать занятия живыми и интересными для учащихся. Интерактивная доска способствует преподнесению ученикам информационных материалов с использованием обширного диапазона способов визуализации (схематические изображения, диаграммы, фото, карты, таблицы и т.д.). Рассмотрим основные преимущества, которые позволяет получить использование такого оборудования.
Улучшение взаимодействия учителя и учеников
Интерактивная панель – это лучшее из существующих инструментов, которые помогают эффективно взаимодействовать учителю с классом. Возможности этого оборудования демонстрируют школьникам, что видео и игровые программы с успехом применяются в образовательном процессе. В интерактивных досках объединен проектор с сенсором, поэтому они не только отображают происходящее на компьютере, но и позволяют осуществлять управление процессом презентации, внесение поправок и корректировок, выделять цветом отдельную информацию, сохранять материалы занятия, чтобы в последующем использовать и редактировать.
Преподаватели, начавшие пользоваться в работе интерактивные панели, отметили позитивные изменения в качестве занятий, в объеме усвоенного обучающимися материала. Педагоги отмечают, что активность и заинтересованность на уроке, на котором применяется интерактивная доска, у учеников повышается. При этом даже те учащиеся, которые обычно ведут себя пассивно, при использовании этого технического средства тоже начинают активно работать на уроке. Происходит обострение восприятия информации через разные каналы. Кроме того, преподаватели говорят, что с применением интерактивной панели они успевают преподнести больше учебного материала за меньший промежуток времени, при этом учащиеся активно включаются в работу на занятии и быстрее осваивают даже сложные темы. Этот инструмент становится незаменимым для преподавателей разных дисциплин, будь то информатика, история, биология, алгебра или русский язык.
Повышение визуальной привлекательности учебного процесса
Интерактивная панель позволяет сделать занятие более живым, интересным, повысить информативность и мотивирование, с ее помощью возможна одновременная реализация таких важнейших принципов обучения, как наглядность и активирование мыслительной деятельности учащихся. При применении медиа технологий наглядность преподаваемого материала существенно увеличивается. Все объекты, которые раньше можно было показать только в естественную величину, сейчас демонстрируются во весь экран. Ученики становятся более заинтересованными и внимательными к изучаемым объектам.
Также преимуществами, которые позволяет получить использование таких современных технических средств, является следующее:
- Организация работы на уроке без использования мела и тряпки. На ИД возможно передвижение объектов и текста, добавление комментариев к схемам, рисункам, изображениям, выделение важной информации и добавление цветов. Надписи, рисунки, схематические изображения можно скрывать, а потом демонстрировать в соответствующие моменты урока.
- Работа с медиа доской позволяет учителю всегда быть в центре внимания, стоять лицом к классу, непрерывно поддерживая контакт. То есть данный инструмент помогает еще и экономить время.
- Благодаря использованию доски учитель может проверять уровень усвоения материала учениками, вовлекать их в дискуссию, организовывать групповую работу.
- Применение медиа технологий позволяет творчески использовать материалы. Подготовка файлом и страниц, а также привязка их к иным ресурсам, которые будут в доступе на уроке, осуществляется заранее. Готовые тексты, схемы, графики, рисунки, аудио сопровождение, карты, таблицы, а также добавленные гиперссылки к медиафайлам и интернет-страницам способствуют экономии времени, которое нужно было бы потратить, чтобы написать текст на простой доске или перейти от экрана к клавиатуре.
Улучшение понимания материала благодаря интерактивности
Визуальный контент – это один из самых действенных способов воздействия на аудиторию. Почему? Дело в том, что для человека характерно более быстрое и полноценное восприятие визуальной информации, чем текста, особенно, если изображения красочные и интересные.
Главные цели применения на уроках интерактивного оборудования – это, прежде всего, наглядность, эмоциональное восприятие объектов, которые изучаются. Работа на занятиях будет живым действием, способным заинтересовать учащегося. Ученик будет не просто смотреть и воспринимать, но и переживать эмоции.
Интерактивность оказывает значительное воздействие на формирование представлений, которые занимают главное место в образном мышлении. При этом образность отображения определенных явлений и процессов в памяти ученика способствует обогащению восприятия изучаемого материала, обеспечивая его понимание.
Развитие креативных и критических мыслительных навыков
Большое значение ИД имеет и для развития личностных качеств учеников. При работе с ней дети преодолевают стеснение, страх, не боятся ошибиться. Происходит активное развитие творческих способностей каждого учащегося. Большую пользу приносит то, что время занятий часто сменяются виды деятельности.
Использование во время уроков интерактивной доски способствует моделированию разных ситуаций. Применение медиа технологий, таких как звуковое сопровождение, цвет, видеофрагменты, усиливает познавательную активность школьников и увеличивает эффективность понимания материала.
Создание комфортных условий для обучения
Применение во время учебных занятий интерактивной панели демонстрирует, что образовательный процесс может быть более интересным. Даже у учеников со слабой успеваемостью возникает желание работать, учащиеся ощущают комфорт на уроках, им нравится выходить к доске и выполнять задания. Главным способом обучения являются игры, которые воспроизводятся при помощи мультимедийного оборудования. Это позволяет легко перейти от игровой деятельности к уроку. Занятие проходит незаметно. Ребята не устают, никто из участников учебно-воспитательного процесса не остается равнодушным.
Сегодня предлагается много видов интерактивного оборудования для школ, существующие варианты можно посмотреть на сайте компании NexTouch, которая является ведущим российским производителем такой продукции. Но одним из самых востребованных инструментов в образовательных учреждениях являются интерактивные панели. Учителя отмечают, что использование таких девайсов с целью активизации на занятиях в разных возрастных группах преследует разные цели и помогает решить разные образовательные задачи, но в любом случае помогает активизировать учеников в ходе учебного процесса.
ИД с ее возможностями интерактивно и наглядно демонстрировать материал – эффективное средство, позволяющее поддерживать и удерживать интерес учащегося.
Применение в учебном процессе интерактивных панелей помогает ребенку успешно запоминать информацию, и в дальнейшем воспроизвести ее такими способами:
- Материал лучше запоминается, поскольку ученики вовлечены в образовательный процесс. Им не приходится делать быстрые записи со слов педагога, вместо чего есть возможность сконцентрироваться на предмете занятия.
- Комментарии, которые были записаны на ИД, после занятия учитель может распечатать или отправить по электронной почте. Это позволит каждому учащемуся получить дидактические материалы, которые облегчат процесс воспроизведения пройденной на занятии информации.
Сейчас принцип работы с интерактивной панелью активно осваивают педагоги, преподающие разные предметные дисциплины в школе. Учителя пользуются данным техническим средством во всевозможных ситуациях: при проведении учебных занятий, в проектной деятельности, при подготовке материалов к урокам, при проведении родительских собраний. Также с его помощью создают и передают общешкольные информационные материалы. Существует 3 главных приема применения ИД на занятии:
- Управлять компьютером, находясь у доски, на расстоянии непосредственно от ПК, без использования обычной клавиатуры и мышки.
- Совмещать применение электронных подготовленных материалов с рукописным типом деятельности. Можно делать надписи, помечать отдельные моменты, используя электронный маркер, сверху интерактивной заготовки, что позволяет привлечь внимание учеников к самым важным блокам информации.
- Работать с ПО, которое поставляется непосредственно с ИД. Этот прием отличается от выше указанного добавлением к электронным маркерам дополнительных интерактивных инструментов, позволяющих создавать новые объекты и работать с ними. Можно выполнять их копирование и вставку, вырезание и удаление с экрана, выделение и перемещение по рабочему полю, отмену действий с объектами или их возвращение. Учащиеся могут поэкспериментировать с заданием, двигать объекты, отменять совершенные действия и пробовать заново.
Использование интерактивных панелей на занятиях помогает учителям повысить степень профессиональной культуры учеников, облегчить процесс контроль, плодотворно сотрудничать с детьми. В результате у учеников повышается интерес к предмету.
Электронные панели позволяют во время уроков транслировать презентации, доклады, которые подготовили сами ученики. Для детей это полезно тем, что происходит не только углубление и расширение знаний по конкретной теме, но и активное мышление, привлечение для решения проблем знания, которые были получены ранее. Все это способствует стимуляции умственной активности, развитию творческих способностей обучающихся, получению положительных эмоций от уроков.
Эффективное применение учителей всех возможностей медиатехнологий очень важно, поскольку позволяет значительно расширить учебный процесс. Успех занятий, разумеется, зависит не только от инновационных технологий и оборудования, применяемых педагогом. В первую очередь у любого урока должен быть четко структурированный план каждое занятие должно достигать конкретных целей и результатов. Но в большинстве случаев интерактивная панель может быть отличным помощником, и следует учитывать, что на эффективность ее использования сильно влияет и то, как преподаватель применяет определенные ее возможности. Рекомендуем интерактивное оборудование в Москве.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что использование электронной панели помогает повысить эффективность учебных занятий, развить личностные качества школьника, его социальные навыками. Данный инструмент позволяет активизировать познавательные возможности учеников. Эффективно организованная педагогом работа с использованием этого технического средства поможет достичь отличных результатов образовательного процесса.