Главный критерий, позволяющий разграничить дисграфические и орфографические ошибки - нарушенный принцип письма.
Дисграфические ошибки
Дисграфические ошибки связаны с искажением звукового состава слова, нарушается фонетический принципа письма либо правил графики, наблюдающееся в сильных фонетических позициях, где выбор буквы очевиден: к примеру, в ударной позиции для гласных или перед гласной для согласных.
Орфографические ошибки
К орфографическим ошибкам относят ошибки в усвоении орфограмм, наблюдающиеся в слабых фонетических позициях и связанные с нарушением морфологического, грамматического и традиционного принципов письма.
Орфгораммы, изучающиеся в начальной школе
В 1-4 классах изучаются прежде всего следующие виды орфограмм:
- правописание заглавной буквы в словах;
- буквы после шипящих в буквосочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- правописание буквосочетаний чк, чн;
- правописание слов с разделительным мягким/твердым знаком;
- правописание слов с двойными согласными;
- корневые орфограммы;
- правописание предлогов и приставок;
- не с глаголами;
- правописание безударных падежных окончаний разных частей речи.
Когда встречаются дисграфические и орфографические ошибки
Наименования этих типов ошибок наводят на мысль, что лишь дисграфические ошибки вызываются специфическими механизмами дисграфии. Однако на самом деле трудности в освоении письма проявляются как в дисграфических, так и в орфографических ошибках.
Обычно на начальных этапах обучения письму на первом плане находятся трудности усвоения графики - дисграфические ошибки.
В дальнейшем с увеличением сложности орфографического материала с одной стороны, и с накоплением стажа письма с другой, начинают преобладать орфографические ошибки. Правила графики учащийся усваивает, однако путь в орфографию оказывается для него долгим и трудным.
По мнению исследователей, у детей с нарушениями письма наблюдается тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Наряду с пропусками, смешениями, персеверациями букв и другими специфическими ошибками обычно имеется не меньшее количество "ошибок на правило". Это закономерно, ведь фонетическое письмо и письмо по правилу обеспечивают похожие когнитивные механизмы.